Администрация

Аксаковского сельсовета

Бугурусланского района Оренбургской области

Герб РФ

Ответственность за нарушение избирательного законодательства.

В преддверии предстоящих выборов губернатора Оренбургской области Бугурусланской межрайонной прокуратурой разъясняется информация, касающаяся ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена главой 5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Основными статьями, предусматривающими ответственность за нарушение избирательного законодательства являются:

– статья 5.1 КоАП РФ о нарушении права гражданина на ознакомление со списком избирателей;

– статья 5.3 КоАП РФ Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума;

– статья 5.23 КоАП РФ сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

– статья 5.24 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой “Повторный” или “Повторный подсчет голосов”;

статья 5.25 непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов;

Особенностью правонарушений, предусмотренных указанными статьями, является субъектный состав. Так, правонарушителями по комментируемым статьям могут быть лица, которые в соответствии с законом осуществляют свои полномочия по подготовке и проведению выборов, а именно: члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь, иные члены комиссии, а также председатели избирательных комиссий всех звеньев избирательной системы.

Видом наказания за указанные правонарушения будет являться денежный штраф, в размере от пятиста рублей до четырех тысяч рублей, в зависимости от субъекта правонарушения и квалификации состава правонарушения.

Кроме того, за нарушение законодательства о выборах предусмотрена и уголовная ответственность.

Так, статья 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов, документов референдума» предусматривает наказание за совершение указанного преступления в виде штрафа в размере от ста тысяч рублей до пятиста тысяч рублей, лишение свободы на срок до пяти лет, кроме того предусмотрено и применение принудительных работ.

Совершение претсупления предусмотренного статьей 142.1 УК РФ «Фальсификация итогов голосования» наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Субъекты данного правонарушения в диспозиции комментируемой статьи не указаны. Однако по смыслу статьи таковыми могут быть те, кто в соответствии с законом осуществляет свои полномочия по подготовке и проведению выборов (или референдума) с использованием списка избирателей (участников референдума) в последние 10 дней до дня голосования. Это члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь и другой член комиссии, к которому обратился гражданин с просьбой или заявлением об ознакомлении со списком и получил отказ в этом, или который нарушил установленный законом срок рассмотрения поступившего заявления, или отказавший гражданину в выдаче письменного ответа о причине отклонения его заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума).

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

– Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума

Субъектами рассматриваемых правонарушений, судя по санкциям и диспозиции ч. 2 комментируемой статьи, являются как юридические лица – в частности, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, другие организации независимо от формы собственности (в том числе, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий), так и должностные лица этих органов и служб, организаций, учреждений и предприятий. На первый взгляд, в числе субъектов правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть и нижестоящая избирательная комиссия (комиссия референдума), не исполняющая решение соответствующей вышестоящей комиссии (о понятии таких комиссий см. п. 22 и п. 23 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Такие факты имели место в ходе избирательных кампаний, например, в Тамбовской области и Красноярском крае.

По части 1 влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

По части 2 влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

– Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме

Субъектом данного административного правонарушения может быть гражданин, например рядовой работник или должностное лицо (например, начальник цеха) полиграфической организации, осуществляющей изготовление (печатание) бюллетеней, а также сама указанная организация как юридическое лицо.

Поскольку ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несет председатель избирательной комиссии (комиссии референдума), осуществляющий получение и передачу бюллетеней, то он также может быть как должностное лицо субъектом данного правонарушения.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

– Статья 5.24. КоАП РФ Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой “Повторный” или “Повторный подсчет голосов”. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой “повторный” или “повторный подсчет голосов” Субъект данного правонарушения специальный – председатель и иные члены избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса.

По части 1 влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

По части 2 влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Субъект правонарушения специальный, указан непосредственно в комментируемой статье. Субъектом нарушения, предусмотренного в ч. 1 данной статьи, является председатель (а не рядовые члены) участковой избирательной комиссии (комиссии референдума). В ч. ч. 2 – 5 этой статьи субъектами ответственности названы соответственно председатели: – территориальной избирательной комиссии (комиссии референдума) (ч. 2); – окружной избирательной комиссии (комиссии референдума) (ч. 3); – избирательной комиссии (комиссии референдума) субъекта РФ (ч. 4); – Центральной избирательной комиссии РФ (ч. 5).

Субъектом правонарушения может быть также лицо, временно исполняющее полномочия председателя любой из указанных комиссий.

1. влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

4. влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

5. влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами, которые предусматривают помимо административной, также и уголовную ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит четыре статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах:

статья 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»,

141.1 «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума»,

142 «Фальсификация избирательных документов, документов референдума» Фальсификация избирательных документов, Подделка подписей избирателей, Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений.

1. наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до

пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

142.1 «Фальсификация итогов голосования».

Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума